Кому заказывают реформы науки

komu-zakazyvayut-reformy-nauki

Всевозможные законы, стандарты и стратегии, появляющиеся из недр правительства, часто вызывают один и тот же вопрос: «Кто это писал?» Я могу предложить ответ для сферы науки и инноваций.

У Минобрнауки, одного из самых открытых министерств, есть информационная система, в которой фиксируется информация обо всех конкурсах, проводимых в соответствии с законом о госзакупках. В числе прочих в базу внесены и аналитические проекты, результаты которых прямо или косвенно превращаются в официальные документы. Форсайт и приоритетные направления поддержки науки, реформа государственных НИИ, венчурные фонды, инновации в вузах — все эти вопросы проработаны для министерства разнообразными аналитическими центрами. Вдобавок зачастую те же организации проводят для Минобрнауки мониторинг эффективности федеральных целевых программ, контролируя и анализируя расход средств.

Зная, кого искать в министерской базе, можно составить целый рейтинг аналитических и мониторинговых центров — по объему заказов, полученных на исследования, разработку мер госполитики и контроль их воплощения на практике. Результаты позволят судить о влиятельности тех или иных групп экспертов, наравне с чиновниками ответственных за реформирование нашей науки.

Сначала нужно пояснить, как обычно происходит выделение средств на аналитические работы. Возможны два условных варианта: либо чиновники, зная, что им нужно, договариваются с исполнителями, либо исполнители внедряют идеи о проведении тех или иных работ в умы чиновников. Формируется лот (например, вот такой) и выставляется на конкурс через официальные сайты. Системы организации конкурсов достались Минобрнауки в наследство от Роснауки и Рособразования, ликвидированных год назад.

Как правило, конкурсы проходят в рамках министерских федеральных целевых программ типа ФЦП развития образования или ФЦП «Исследования и разработки». Как проходит экспертиза заявок, в деталях неизвестно. Но исходя из специфики аналитики и мониторинга, желанный для министерства победитель часто известен заранее.

Большинство аналитических и мониторинговых лотов по науке проходит через ФЦП «Исследования и разработки». Ее-то я и исследовал, собрав информацию обо всех лотах такого типа, по которым состоялись конкурсы. Смежные лоты вроде разработки IT-решений, переподготовки кадров, проведения мероприятий, информационного обеспечения я не учитывал.

Для подсчета были доступны только начальные (максимальные) суммы лотов, объявленные заказчиком. Реальные суммы контрактов, с которыми выходят на конкурс участники, могут быть меньше, особенно это характерно для последних лет. Непосредственно на реализацию проекта после налогов и прочих отчислений остается всего 50-70% от выигранной суммы. Многие победители используют субподрядчиков-соисполнителей.

Получается, для подсчета доходов той или иной организации мой рейтинг не совсем годится, но для определения значимости организации в аналитической системе Минобрнауки он вполне подойдет.

02:35 19/06/2018