Как Вера Мухина создала одну из самых узнаваемых достопримечательностей.

kak-vera-muxina-sozdala-odnu-iz-samyx-uznavaemyx-dostoprimechatelnostej

Памятник соцреализма, самая известная работа Веры Мухиной, эмблема «Мосфильма» и одна из наиболее узнаваемых достопримечательностей ВДНХ.
Вот среднестатистический набор знаний о монументе «Рабочий и колхозница». Правильный, но не исчерпывающий.
Дебют в Париже. Именно здесь ровно 80 лет назад скульптуру впервые представили публике: 24-метровый монумент стал финальным «штрихом» в оформлении советского павильона на Всемирной выставке, открывшейся 25 мая 1937 года. В числе прочих нестандартных экспонатов, представленных Советским Союзом, была «Карта индустриализации СССР», выполненная из драгоценных и полудрагоценных камней, проекты станций московского метро «Сокольники» и «Кропоткинская», а также аромат «Юбилей», посвященный 20-й годовщине Октябрьской революции. Все это вполне укладывалось в концепцию «Искусство и техника в современной жизни», ставшую девизом мероприятия.

Соперничество с Германией. » Рабочий и колхозница» сразу же стали участниками негласного соревнования между СССР и Германией. Помимо гонки за числом наград и главным призом, противостояние проявилось и в высоте выставочных павильонов, расположенных друг напротив друга. Несмотря на формальную победу немцев — герб Третьего рейха находился значительно выше серпа и молота советской скульптуры — большинству посетителей все равно запомнился именно павильон Советского Союза.
«Немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой, — вспоминала скульптор Вера Мухина. — Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню на десять метров выше нашей. Наверху посадили орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко».

Не только Вера Мухина. Общая концепция советского павильона принадлежит архитектору Борису Иофану. Он же выдвинул базовые требования к скульптурной группе: легкость конструкции, поднятые серп и молот, ощущение движения «вперед и вверх», композиционное единство с «постаментом». Эскизы Мухиной объединили в себе все перечисленное, что позволило «Рабочему и колхознице» победить в закрытом конкурсе, обойдя проекты других скульпторов.

«Однообъектный синтез». Звучит сложно, но суть понятия довольно проста: скульптура из «дополнения» к зданию превратилась в его продолжение, став «неотделимой» частью композиции, о которой подробней можно узнать тут https://rabochiy-i-kolkhoznitsa.ru/. Советский архитектурный тренд, созданный Борисом Иофаном, в полной мере проявился и в «Рабочем и колхознице»: по задумке автора, монумент не мог существовать вне постамента/павильона, для которого он был создан.
Идея нашла отображение и в других проектах Иофана, например в нереализованном Дворце Советов: 420-метровом здании, увенчанном огромной статуей Ленина, которое планировалось возвести на месте храма Христа Спасителя. Для сравнения: самое высокое здание современной Москвы — «Башня Федерация» — возвышается над землей на 374 метра.

00:17 10/03/2019