Наука на железной дороге

nauka-na-zheleznoj-doroge

Три дня в Москве проходил семинар «Россия — ЕС», организованный Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). На нем обсуждались вопросы сотрудничества и научной поддержки железных дорог, потенциала российской железнодорожной науки. От Евросоюза в нем участвовали представители национальных железнодорожных ассоциаций, исследовательских центров, университетов, занимающихся вопросами транспорта.

По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, в 2011 году на выполнение НИОКР было направлено 0,5% от доходов компании, что соответствует мировому уровню для транспортных компаний. Тем не менее к 2015 году этот показатель предполагается довести до 1%.

Портфель интеллектуальной собственности РЖД к концу этого года будет содержать 1700 охранных документов, из которых более тысячи патентов выданы на изобретения и полезные модели.

Среди инновационных достижений РЖД старший вице-президент компании назвал газотурбовоз на сжиженном природном газе, систему автоведения высокоскоростных поездов, технологию управления перевозочным процессом и спутниковые технологии мониторинга инфраструктуры. Только в 2012 году установлено более 14,2 тыс. таких комплексов.

РЖД и их дочерние компании (ВНИИЖТ, Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте — НИИАС, Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава — ВНИКТИ) активно сотрудничают с другими ведущими научными организациями страны. Например, в рамках этого сотрудничества Российская Академия наук проводит исследования в области управления рисками. Ядерный центр в Сарове моделирует сложные технические процессы с применением суперкомпьютерных технологий. Тольяттинский госуниверситет проводит исследования в области методов высокоточной диагностики металлов.

В рамках программы инновационного развития российским производителям передают передовые зарубежные технологии. К примеру — грузовой электровоз с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10, созданный компанией «Группа Синара» совместно с «Сименс АГ», или двухсистемный пассажирский электровоз с асинхронным тяговым приводом ЭП20, созданный «Трансмашхолдингом» совместно с компанией «Альстом».

К 2015 году, отметил Валентин Гапанович, РЖД будут приобретать продукцию только у предприятий, имеющих сертификат соответствия требованиям международного стандарта IRIS.

09:20 16/02/2019