В чем «маленькие» поисковики обошли «большие»?

v-chem-malenkie-poiskoviki-oboshli-bolshie

Как и многое в жизни, поисковики бывают «большими» — «Яндекс», Google, Rambler — и «маленькими». Общие задачи поиска решают в основном первые, удел вторых — решение каких-то более частных и мелких задач, как бы они ни пытались утверждать обратное. Зато они могут позволить себе испытывать неожиданные и смелые решения: интерфейсные, в области алгоритмов или монетизации.

Очень часто они опережают крупных игроков; иногда случается так, что большие поисковики добавляют к себе какую-то функциональность лишь после того, как малые ее протестировали. В этом году несколько интересных малых поисковиков заявили о своих возможностях и предоставили набор уникальных функций.

Плохо забытое старое Как нетрудно заметить по графику, за прошедший год суммарная доля малых поисковиков (на графике изображена суммарная доля всех поисков за исключением «Яндекса», Google, Rambler и поиска на Mail.ru по данным статистики LiveInternet) изменилась не слишком сильно: как начинали год с доли чуть большей, чем три с половиной процента, так и заканчиваем — хотя на сентябрь приходилось обвальное падение, за прошедшие три месяца ситуация выправилась. Среди годовых лидеров падения — MSN и Aport, поднялись круче всех Qip.ru и Nigma. Запустился и ряд новых игроков, «играющих» на выдаче крупных поисковиков. Первый из них — Gde.ru — ищет с использованием Яндекс.XML, обещая пользователю найти не «все», а только «лучшее». Привлекает он использованием идей мэшапинга. Второй тоже эксплуатирует популярную идею вкупе с чужим поиском. Это Qwate, представляющий собой «вертикализированный» Google.

Впрочем, в его перспективы никто не верит: по мнению руководитель отдела поиска и навигации компании «Рамблер-Медиа» Дмитрия Малина, подсказки вариантов поисковых запросов невменяемы, ручной отбор сайтов для отдельных разделов Интернета сделан людьми, не знающими Рунет или знающими его случайно, а проект в целом большие проблемы с русскоязычными ресурсами. Интересен проект ровно тем, что если хорошие вещи бывают сделанными и по тренду и вопреки ему, то плохие, но пафосно презентованные всегда следуют тренду. Еще одно подтверждение тому, что вертикализация стала трендом. Возродиться в вертикальном виде пытался и Апорт, впрочем, неудачно. Восстания из пепла на поисковом рынке вообще не имели успеха: какие-то малопонятные движения совершила «Вебальта», однако их никто, в общем, и не заметил.

Экспериментаторы и новаторы

В числе наибольших удач года среди малых поисковиков следует отметить, безусловно, Quintura. Правда, преуспела она в основном не как поисковик по «большому» Интернету, а как поиск по сайтам. Последовательная политика по привлечению партнеров позволила Quintura встроиться во многие сайты. Следует ответить, что при этом поисковик не уставал экспериментировать с выдачей, представляя своеобразные поисковые подсказки в виде облака запросов, аффилированных к данному — как на собственном сайте, так и в клиенте.

Помимо этого, Quintura выпустила свою версию поисковика для детей, в отличие от того, что стоит на печально известном школьном портале — действительно, работающую.Также нельзя не отметить «Нигму», направление движения которой стало ясным — «инновационный» поисковик, умеющий найти и музыкальный файл, и химическую реакцию. Западный «родственник» «Нигмы» Kosmix пошел другим путем — синтетизировал выдачу, что принесло ему достаточно крупные инвестиции, а в числе его последователей оказался Yahoo.

«Нигма» пошла другим путем — и ближайшее будущее покажет, была ли она права.Выводов по итогам года можно сделать несколько. Во-первых, герои прошедших войн никого всерьез не волнуют — возвращения проходят незамеченными. Во-вторых, без уникального творческого произведения малый поисковик обречен на прозябание. В-третьих, осталось еще очень много неиспробованных идей, и есть желающие их тестировать — значит, за «маленькими» поисковиками будет интересно наблюдать и дальше.

Николай Двас

19:54 25/02/2018